Все мы знакомы с творчеством Александра Пушкина, который был великим литератором, поэтом и прозаиком. Его творческий путь начался в начале 19-го века.
Давайте узнаем биографию Пушкина и раскроем интересные факты из его жизни.
Пушкин – биография
Александр Сергеевич Пушкин был рожден шестого июня (27 мая по старому летоисчислению) 1799 года в знатной дворянской семье, где всегда интересовались литературой.
Так, его отец, Сергей Львович Пушкин, очень любил классическую французскую литературу, часто и помногу читал, и порой, когда у него было настроение, писал собственные произведения на русском и французском языках, которые потом зачитывал в узком семейной кругу.
Поэтом был и дядя Пушкина, Василий Львович. Кроме того, отец юного поэта часто приглашал в свой дом Карамзина и Дмитриева, с которыми водил дружбу. Они часто предавались рассуждениям и спорам на различные литературные темы.
Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна Ганнибал, тоже увлекалась чтением и частенько устраивала литературные вечера, на которые приглашались родственники и знакомые.
Помимо этого, раннему, но страстному увлечению Александра Сергеевича литературными произведениями, способствовала богатая домашняя библиотека Пушкиных.
Здесь, юный Александр, проводил долгие часы, когда родители уезжали на балы и светские вечера. Что бы как-то скрасить свое одиночество, он с упоением читал романы, повести, стихи и поэмы – все, что попадало ему под руку. Именно книги, в окружении которых он провел много времени и пережил столько воображаемых приключений, стали его настоящими друзьями.
Воспитание Пушкина проходило достаточно сложно: родители не пытались оказать на него никакого влияния и не особо им интересовались, а постоянно менявшиеся учителя и гувернеры, были не в силах достучаться до мальчика. Пушкин был предоставлен сам себе. Все детство поэта прошло в Москве. Лишь на лето он выезжал в подмосковное имение Захарово, где жила его бабушка.
В семье Пушкиных, помимо Александра Сергеевича, были так же и другие дети: младший сын Лева и старшая дочь Ольга, с которой поэт был очень дружен. В последствии эта дружба и привязанность к сестре протянулась через все годы жизни поэта.
Одним из самых близких людей для юного поэта была его няня – Яковлева Арина Родионовна. К ней мальчик испытывал по-настоящему нежные и трогательные чувства, о которых будучи уже взрослым, часто упоминал в своих записях. Ей он так же посвятил свое известное стихотворение.
Летом 1811 года Александр Сергеевич Пушкин вместе со своим дядей Сергеем Львовичем приезжают в Петербург, где при дворце Александра I находился лицей, пользующийся большой известностью на всю Российскую империю. Несмотря на то, что вступительный экзамен был исключительно сложным, Александр Сергеевич смог достойно его выдержать, и обеспечить свое поступление в лицей. Именно с этого момента начинается один из самых ярких периодов в жизни поэта.
Лицей находился в Царском Селе, и был закрытым привилегированным учебным заведением, куда принимали только самых достойных молодых людей, выходцев из старинных дворянских родов. Всего в лицее учились тридцать лицеистов, которые в дальнейшем должны были поступить на государственную службу.
Именно здесь Александр Сергеевич увлекся французской поэзией, познакомился с Чадаевым, находившимся в Царском Селе одно время, вместе с гусарским полком, завел дружбу с Жуковским и Вяземским, оказавшими в последствии значительное влияние на его творчество.
В 1817 году подошло к концу обучение Пушкина. В июне прошли выпускные экзамены, на которых он прочитал свое знаменитое стихотворение «Безверие», написанное специально к этому знаменательному в его жизни событию.
Пушкин: периоды творчества
Одной из наиболее важных проблем в современном пушкиноведении является разработка периодизации творчества этого великого поэта. Отражая совокупность жизненных событий и особенностей творчества, можно выделить семь периодов.
Первый – это лицейское творчество, пора становления поэта (с 1812 по 1817 год). В это время Пушкиным было создано множество стихотворных произведений. Он вдохновлялся французскими поэтами XVII—XVIII веков, которых читал с детства из библиотеки своего отца. В лирике Пушкина сложился симбиоз под воздействием разных влияний. Это затронуло и тематику произведений, и жанровую специфику.
Также, во время этого творческого периода происходило противостояние между карамзинистами и шишковистами. Пушкин в этом противоборстве принял сторону Карамзина, став участником литературного общества «Арзамас».
Поэзия Жуковского, Батюшкова, Давыдова оказали влияние на этот период творчества поэта. При этом необходимо отметить, что литературная позиция Пушкина в то время далеко не во всём была подобна поэзии карамзинистов, и даже в чём-то противоречила последней. Уже тогда в пушкинской лирике был курс на сближение с поэзией Европы, на «осовременивание» языка, а не только отстаивание идей классицизма.
Итак, поэзию Пушкина в тот период можно разделить на четыре условных группы.
Первая – поэзия, написанная под влиянием Державина. Это, например, «Воспоминания в Царском Селе», «Александру» и «Принцу Оранскому».
В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» соединены черты элегии и оды. Описаны исторические события, и в это же время лирический герой стихотворения обращается к поэту, призывая его продолжать своё творчество для воодушевления других людей:
О скальд России вдохновенный, Воспевший ратных грозный строй, В кругу товарищей, с душой воспламененной, Греми на арфе золотой! Да снова стройный глас героям в честь прольется, И струны гордые посыплют огнь в сердца, И ратник молодой вскипит и содрогнется При звуках бранного певца. |
Пушкин прочёл это стихотворение на экзамене в Царскосельском лицее. Державин там присутствовал и по достоинству оценил талант поэта, восхитившись произведением.
Ко второй группе следует отнести поэзию, написанную под влиянием Батюшкова, который, в свою очередь, тоже вдохновлялся Державиным. Это стихотворения «К сестре», «Окно», «Леда», «Городок», «Красавице, которая нюхала табак», «К молодой вдове».
Творчество Батюшкова воспринималось литературоведами неоднозначно: некоторые считают его неоклассицистом, другие – сентименталистом, третьи воспринимают его как предромантика.
В своём творчестве он испытал влияние классицизма, но при этом на него воздействовали и другие литературные влияния. Чертами его поэзии являются объективное отображение образа лирического героя, обращение к реальной действительности, изображение мифологических героев.
Так, присмотревшись к стихотворению Пушкина «Леда», можно заметить обращение к древнегреческой мифологии. Упоминаются нимфы, Эрот и Зевс в образе лебедя:
К Леде прекрасной Лебедь приник Слышно стенанье, Снова молчанье. Нимфа лесов С негою сладкой Видит украдкой Тайну богов. |
Третья группа – это элегии, созданные под влиянием Жуковского: «К ней», «Певец», «Сон», «Я видел смерть, она в молчаньи села…», «Послание к Юдину». Также, влияние Жуковского заметно и в вышеупомянутом стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», так как одический строй смешивается с мотивами горя и меланхолии из-за утрат, вызванный войной.
Четвёртая группа – это лирика, написанная под влиянием Д.В. Давыдова. Этой лирике свойственны «гусарские» мотивы, экспрессия и неожиданные сочетания образов. В эту группу входит стихотворение «Пирующие студенты», «Философическая» ода «Усы» и баллада «Казак».
Второй период творчества Пушкина – петербургский период «гражданского» романтизма (с 1817 по 1820 год). В это время Пушкин выпустился из лицея и проживал в Петербурге. Он сближается с декабристами, вступив в литературные общества «Зеленая лампа» и «Вольное общество любителей российской словесности». Поэт испытывает влияние Ф. Глинки, П. Чаадаева и Н. Тургенева. Политическая лирика поэта несёт в себе идеи «Союза благоденствия».
Одним из наиболее известных произведений этого периода является послание «К Чаадаеву». Оно несёт в себе утопию о пробуждении России, о её становлении как страны без «самовластья», о надежде на лучшее будущее. Здесь прослеживается мотив «рыцарского» служения Родине. Это послание обращено не столько к Чаадаеву, сколько ко всему поколению.
Также, одним из ключевых произведений этого периода является поэма «Руслан и Людмила», основной художественный приём которой состоял в сочетании, казалось бы, несовместимых жанровых и стилистических особенностей.
Третий период творчества великого поэта (с 1820 по 1823) – это южная ссылка, период «байронического» романтизма. В это время Пушкин создал поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Была начата поэма «Цыганы». Во всех них заметно влияние Байрона.
Черты элегии привносились Пушкиным в эпический жанр. Идеи Байрона коррелировали с тем, что было ценно для Пушкина: борьба с консерватизмом, обличения политики. Пушкина привлекал образ свободного человека, являющегося примером для остальных, благодаря своей стойкости и цельной натуре.
Четвёртый период творчества (1824 – 1826) – два года ссылки в Михайловское.
Этот период связан с переходом от романтизма к реализму. Поэт работал над «Евгением Онегиным» и «Борисом Годуновым».
Каждая строфа «Евгения Онегина» представляла собой замкнутое целое и в смысловом, и в ритмическом отношении. В этом произведении можно заметить стремление поэта к недосказанности, в некоторых местах – к отрывочности повествования, что должно заинтриговать читателя.
В это же время Пушкин завершает стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», а также пишет элегию «К морю» — лирическое размышление о человеческой судьбе.
Пятый период творчества (с 1826 по 1830) – это освобождение Пушкина из ссылки. Направление реализма становится главенствующим в творчестве поэта. Он пишет «Стансы», «Пророк», «Полтаву», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина».
Шестой период (1830 – 1833) – Болдинская осень, женитьба на Наталье Гончаровой. К этому времени Пушкин завершает создание «Евгения Онегина», а также цикла «Повести Белкина». Пушкин пишет поэму «Домик в Коломне» и около 30 стихотворений.
Седьмой, последний этап творчества (1834 – 1837) – следование направлению реализма. Пушкин создаёт «Пиковую даму», «Капитанскую дочку», «Историю Петра Великого», «Историю Пугачёва», остаются невоплощённые в жизнь замыслы.
Россия в тот момент находилась на грани войны с Европой. Эти исторические события пробудили у поэта мысль о том, что спасёт положение России только сильная власть. Он пишет стихотворения «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина».
В этот период проза у Пушкина начинает преобладать над лирикой. Начинается работа над романом «Дубровский». Также, поэт создаёт «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Судьба Пушкина мистика в его жизни
Все мы еще со школьной скамьи знаем, что нагадал кудесник вещему Олегу и чем это закончилось. Но навряд ли в школе рассказывали, что и в жизни самого великого поэта были и свои кудесники и предсказатели будущего.
Сестра Пушкина Ольга увлекалась хиромантией, поэтому однажды поэт попросил ее погадать по руке. Ольга долго отказывалась, тем не менее, пошла на уступку брату. Как только женщина взглянула на его ладонь, то не смогла сдержать слез. Линии, пересекающие его ладонь, предсказывали, что Александр скончается рано и смерть его будет насильственной.
Об этом же предупреждал его и известный в то время греческий предсказатель. Будучи в Одессе, поэт повстречался с ним и попросил предсказать свое будущее. Лунной ночью они с предсказателем отправились в поле, где тот, произнеся заклинание, смог увидеть будущее поэта.
Греческий маг предупредил Александра Сергеевича, что в его смерти будет виновен белый человек, в белой одежде и на белой лошади.
В 1817 году в Петербург приехала другая известная в Европе гадалка фрау Кирхгоф. К ней тут же отправился петербургский бомонд, среди ее посетителей был и Пушкин. Едва взглянув на поэта, она воскликнула, что он непременно будет знаменит. Кроме этого, Кирхгоф предупредила поэта, что ему грозит две ссылки, а также, что в 37 лет ему стоит остерегаться белого человека, белую лошадь и белую голову.
К слову сказать Александр Сергеевич как мог, пытался избежать печальной судьбы. Он говорил своим друзьям, что каждый раз, как ставит ногу в стремя, испытывает страх.
После предсказаний Кирхгоф поэт вышел из масонского общества, потому что в их рядах был человек чья фамилия в переводе означала белая голова. Он отказался ехать в Польшу и вступать в военные ряды к человеку с именем Вейскопф, так как в переводе оно также означает белая голова.
К сожалению, от судьбы поэту уйти не удалось, Дантес, смертельно ранивший поэта, был белокурым, ездил на белой лошади и любил ходить в белом мундире.
Но от одной беды Пушкину все-таки удалось уйти. Когда поэт был в ссылке в Михайловском селе ему пришла весточка о кончине Александра I. Александр Сергеевич немедленно решил отправиться в Петербург, чтобы спасти своего друга Рылеева Кондратия Федоровича, вступившего в ряды декабристов. Но по дороге его остановили несколько нехороших знаков. Прежде чем отъехать Александр Сергеевич решил попрощаться с соседями.
Когда он шел по дороге прямо перед ним проскакал заяц, что ранее означало весьма нехороший знак. На обратном пути ему вновь пересек дорогу заяц.
Потом внезапно слуга Александра Сергеевича слег с высокой температурой. Тем не менее Пушкин решил отправиться в дорогу, но как только повозка тронулась на ее пути появился священник, что тоже означала весьма плохое знамение. И только тогда Александр Сергеевич решил отказаться от поездки. Это его и спасло.
В доме, куда собирался приехать поэт, были арестованы все, кто там находился, позже они будут названы декабристами. Судьба их известна: кого-то казнят, кого-то отправят в ссылку.
Нехорошие знаки сопровождали и венчание Пушкина с Натальей Гончаровой. Во время обряда, когда Александр и Наталья обходили аналой, упало Евангелие, а затем и крест. Поэт обронил обручальное кольцо, а потом и вовсе в его руках потухла свеча. Все это конечно насторожило суеверного Пушкина, тем не менее Александр и Наталья стали супругами.
Однажды Пушкин в зеркале увидел видение. В нем поэт узрел свою жену, рядом с которой стоял мужчина. На нем был мундир офицера, и он с любовью и нежностью смотрел на Наталью. Ошарашенный Пушкин рассказал о своем видении Гончаровой. Вспоминая позже об этом эпизоде, Наталья с удивлением поймет, что тогда Александр Сергеевич видел ее со вторым мужем Петром Ланским.
Еще одним роковым символом в судьбе поэта стал подаренный некогда его другом Павлом Нащокиным талисман. Видимо зная о «любви» Пушкина к дуэлям он заказал для него перстень со вставленной в него бирюзой. Как известно этот камень оберегает своего хозяина от насильственной смерти. В тот роковой день поэт забыл его.
Великая трагедия случилась 10 февраля 1837 года, в этот день великий поэт Александр Пушкин ушел из жизни. И это была очень большая утрата для почитателей творчества поэта. Поэту было всего 37 лет…
Как видно в судьбе Александра Сергеевича было достаточно много мистических совпадений. Конечно, очень жаль, что несмотря на многочисленные предсказания и знаки судьбы русская литература так рано потеряла прекрасного поэта.
Поделиться ссылкой:
Галина, узнала много нового о жизни А. С. Пушкина. Жизнь у него была хоть и короткая, но насыщенная. Очередной раз убедилась, что от судьбы не уйдёшь, как не бегай, всё равно настигнет!
Наталья, полностью с Вами согласна, кому что предначертано, то и будет.
Для меня ренее было неизвестно, что Пушкин был такой суеверный. Вот уж правда, кто во что верит, у того то и сбывается!
Инна, во все времена люди верили в приметы и даже знаменитые поэты, не исключение.
Галина, полезно было вспомнить биографию А.С.Пушкина. Много нового для себя почерпнула из вашей статьи, спасибо.
Ольга, рада, что факты из биографии Пушкина были для Вас интересны.